top of page
Поиск

Предложено увековечить имя землячки-танцовщицы

  • ozrayon
  • 22 мар. 2019 г.
  • 4 мин. чтения

Любимая ученица Айседоры Дункан

В филиале Ликино-Дулёвского краеведческого музея на Октябрьской, 42 состоялся вечер памяти уроженки Дрезны, любимой ученицы великой Айседоры Дункан, талантливой танцовщицы Марии Борисовой.

Как известно, 3 декабря 1921 г. в Москве Айседорой Дункан создана знаменитая в СССР «Школа пластического танца». 12-летняя М. Борисова стала одной из первых участниц этой самобытной школы. Бездетная Айседора даже побывала в Дрезне у родителей Маши - пыталась убедить простых текстильщиков дать согласие на "удочерение" их дочери.

Мария родилась в 1908 г. в подмосковном фабричном посёлке Дрезна (городом он стал в 1940-м), в обычной рабочей семье. Борисовы жили в бывшей Первой казарме (ныне – ул. Зимина, д. 8). Впоследствии талантливая девушка стала выдающейся русской танцовщицей. По свидетельству современников, танцы ослепительно стройной Марии Борисовой неизменно производили ошеломляющее воздействие на зрителей. Рассказывают, что к юной изящной Маше великий русский поэт Есенин испытывал большую симпатию.

Главным принципом Московской «Школы пластического танца» стояла яркая, неповторимая индивидуальность. Яркими индивидуальностями были и сама Айседора, и её любимая ученица Мария Борисова, ставшая позже старшим инструктором. В организации Школы деятельное участие принимал народный комиссар просвещения России Анатолий Луначарский. В исторической хронике сохранились подробности того, как летом 1921 г. Айседора Дункан, которую правительство США лишило гражданства за исполнение танца с красным знаменем, приехала в Россию по приглашению самого наркома А. Луначарского.

Главная цель Школы А. Дункан – это воспитание гармоничной личности средствами танца и музыки. В основу воспитания был положен принцип свободы творческого самовыражения в процессе духовного формирования ребёнка, развития его художественной интуиции.

Большая роль здесь отводилась музыке – средству, способному дать импульс образному

воображению. Изучение танца начинали с простейших элементов, ритмичной ходьбы, марша, бега, прыжков. Контингент учеников состоял в основном из детей рабочих в возрасте от 4 до 10 лет. Советское правительство разрешило А.Дункан создать массовую школу пластического танца для детей рабочих и крестьян. Дункан для этой цели выделили особняк, принадлежавший ранее балерине Балашовой. И вскоре школа открыла свои двери. В школе-интернате было предусмотрено семилетнее образование. Ребятишки ежедневно занимались пластической гимнастикой. Упражнения подбирались так, чтобы, по идее Дункан, наполнить содержанием каждый день ребенка. Результаты не замедлили сказаться - учащиеся делали поразительные успехи. Газета «Правда» писала: «дети, поступившие болезненными и хилыми, робкими, быстро начали крепнуть, смелеть, буквально перерождаться». Разумно, "идеально практично», Айседора организовала и летний отдых ребятишек, которых насчитывалось более четырехсот. В специально арендованном подмосковном имении дети свободно занимались гимнастикой, подвижными играми, плаванием, занимались английским, французским и немецким языками. Ежедневно они работали в огороде, в результате чего школа запасалась картофелем, капустой, морковью на всю зиму.

Воспитанницы великой американской танцовщицы выступали под мелодии революционных песен и пользовались большим успехом у советского зрителя.

После того, как приёмная дочь Ирма Дункан осталась в США Московская «Школа пластического танца» закрылась и перешла в административное ведение Центрального парка культуры и отдыха им. М. Горького. Вместо Школы появилась «Концертная студия Дункан», которую возглавила талантливая ученица великой танцовщицы Мария Борисова, осуществлявшая постановки концертных программ в стиле танцев Дункан. Лишенная помещения для регулярных занятий, студия все-таки работала, постоянно гастролировала, воспитывала новые поколения танцовщиц. В конце 1920-х и начале 1930-х гг. Мария Борисова со своим творческим коллективом неоднократно выступала и перед земляками – в Орехово-Зуеве (в Зимнем театре) и в Дрезне, где их неизменно встречали овациями.

В 1940-е гг. Студия переведена в Москонцерт, где действовала до 1949 г. Затем была расформирована в эпоху «борьбы с низкопоклонством перед Западом», как «болезненное, декадентское искусство, завезенное в нашу страну из Америки».

В 1963 году, в разгар «хрущёвской оттепели», группа бывших учениц Айседоры Дункан, в том числе и наша Мария Борисова, обратилась с письмом к тогдашнему Министру культуры СССР Екатерине Фурцевой с предложением оказать свою безвозмездную помощь в восстановлении в Москве Студии танца А. Дункан. В ответ они получили чиновничью отписку: «Искусство пластического танца, как художественное направление, представляемое А. Дункан и её последователями, имело прогрессивное значение в первые годы советской власти. С этого времени пластический танец утратил самостоятельное значение для советского зрителя. Подчинить обучение современных танцовщиц изучению пластики было бы неправильным. Отдел музыкальных учреждений Министерства культуры СССР не считает целесообразным организацию студии пластического танца».

Мария Борисова прожила долгую интересную творческую, хотя и достаточно тернистую, жизнь. Прославленная танцовщица жила в Москве, иногда навещала своих родных и земляков в Дрезне. Её не стало в начале 1990-х, похоронена на Даниловском кладбище столицы.

Cын Марии Борисовой Владимир Андреевич Вербенко родился 6 декабря 1938 г. в Москве, окончил МГИМО, работал послом в Индонезии; стал первым мужем популярной в 1960-е гг. актрисы театра и кино Людмилы Марченко (1940-1997 гг.), похоронен на Ваганьковском кладбище.

Среди ныне здравствующих потомков М.Ф. Борисовой в подмосковной Дрезне - Мария Викторовна Кулагина-Хлысталова (внучатая племянница М.Борисовой), пенсионерка и работник городского образования, правнучатая племянница М.Борисовой Наталья Андреевна Павлова (дочь М.В. Кулагиной-Хлысталовой) и её сын Никита. У Марии был брат Дмитрий и старшая сестра Груня (бабушка М.В. Кулагиной-Хлысталовой).

Коллектив Ликино-Дулёвского краеведческого музея, члены его Общественного совета, краеведы, родственники талантливой танцовщицы обратились к руководству городского округа Ликино-Дулёво с предложением: установить в нынешнем году под эгидой Года театра на здании бывшей Первой дрезненской казармы (ныне – ул. Зимина, д.8), где проживала с семьёй М.Ф. Борисова, мемориальную доску с соответствующей надписью. Родственники М.Ф. Борисовой также выразили желание принять участие в софинансировании этого проекта.

Энтузиасты надеются, что предстоящее событие будет значительным, запоминающимся.

В формате открытия мемориальной доски предложено организовать литературно-музыкальный вечер памяти выдающейся землячки-танцовщицы на базе ЦКР "Юбилейный" г. Дрезна, а затем назвать в честь М.Ф. Борисовой местный хореографический молодёжный коллектив.


 
 
 
Поделиться:
Наши группы:
bottom of page